Статья 19417

Название статьи

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ 

Авторы

Аверин Антон Юрьевич, старший преподаватель, кафедра экономики и финансов, заместитель декана факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), prosto-anton@mail.ru
Юняева Римма Равильевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), rimmarav@yandex.ru

Индекс УДК

338.43

DOI

10.21685/2072-3016-2017-4-19

Аннотация

Актуальность и цели. В 2017 г. произошла трансформация механизма государственной поддержки сельского хозяйства, которая повлекла за собой консолидацию отдельных мер государственной поддержки аграрного сектора экономики в «единую субсидию». Данные изменения обусловлены стремлением предоставить регионам независимость в принятии управленческих решений по эффективному перераспределению бюджетных средств. При этом объемы выделяемых финансовых ресурсов ставятся в прямую зависимость от достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в соответствии с параметрами «Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». Целью исследования является выявление основных факторов, способных оказать заметное влияние на эффективность реализации новой модели государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ.
Материалы и методы. Приоритетное значение в рамках настоящего исследования имеет изучение нормативноправовых источников в сфере регулирования системы государственной поддержки сельского хозяйства. В работе активно используются методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание теории и практики правового регламентирования порядка принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки агропромышленному комплексу РФ. Исследование базируется на критической оценке качества правовых основ функционирования системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”». В частности, сравнительно-правовому и экономическому анализу были подвергнуты правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» и Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Результаты. В исследовании была проведена предварительная оценка результатов работы новой модели государственной поддержки развития агропромышленного комплекса РФ в рамках концепции «единой» субсидии. Были сделаны выводы о неэффективности методики расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на основе плановых целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. В настоящее время методика расчета объема субсидий не включает в себя качественный учет специфики ведения сельского хозяйства в отдельных регионах, расчет показателей принимаемых на страхование рисков, реальный уровень спроса на финансовые ресурсы со стороны сельскохозяйственных производителей. На фоне общего сокращения объемов финансирования государственной программы это приводит к усилению структурного дисбаланса в системе предоставления и распределения финансовых ресурсов регионам.
Выводы. Исследование позволило дать оценку последствий возможной реализации факторов риска и выделить приоритетные направления по их нейтрализации. Объединение мер государственной поддержки при отсутствии эффективного механизма работы с регионами может свести к минимуму предпринимаемые с 2012 г. усилия по созданию централизованной системы сельскохозяйственного страхования, отвечающей условиям и масштабам развития аграрно-промышленного комплекса РФ. Сформированная в ходе работы аналитическая база служит качественным материалом для дальнейшего изучения целевой рабочей группой, сформированной на высшем правительственном уровне в соответствии с Распоряжением Министерства сельского хозяйства РФ от 19.07.2016 № 72-р «О создании рабочей группы по совершенствованию системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой». Полученные знания в дальнейшем могут повлиять на изменение отдельных положений концепции «единой» субсидии, в частности на методику расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Ключевые слова

агропромышленный комплекс, субсидия, государственная программа, перераспределение, бюджет, агрострахование, риски, расчет страхового возмещения

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 396.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» : Федер. закон от 22.12.2014 № 424-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4. Вавилов, С. Н. Субсидии – по-новому, приоритеты – по-старому / С. Н. Вавилов // АгроЖизнь. – 2017. – Январь. – № 1 (68).
5. Кулистикова, Т. В. У регионов-лидеров в агростраховании нет денег на его поддержку / Т. В. Кулистикова // Агроинвестор. – 2017. – Март. – № 3.
6. Дятловская, Е. В. ФАС предложила проверить распределение единой субсидии / Е. В. Дятловская // Агроинвестор. – 2017. – Апрель. – № 4.
7. Кулистикова, Т. В. Агрострахование должно стать отдельным направлением господдержки / Т. В. Кулистикова // Агроинвестор. – 2016. – Октябрь. – № 10.
8. Сергеев, А. И. Ветер перемен: что происходит с субсидированием АПК / А. И. Сергеев // Крестьянские ведомости. – 2016. – 27 октября. – № 10.

 

Дата создания: 25.04.2018 16:10
Дата обновления: 26.04.2018 14:43