Название статьи |
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ
|
Авторы |
Аверин Антон Юрьевич, старший преподаватель, кафедра экономики и финансов, заместитель декана факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), prosto-anton@mail.ru
Юняева Римма Равильевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), rimmarav@yandex.ru
|
Индекс УДК |
338.43
|
DOI
|
10.21685/2072-3016-2017-4-19
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В 2017 г. произошла трансформация механизма государственной поддержки сельского хозяйства, которая повлекла за собой консолидацию отдельных мер государственной поддержки аграрного сектора экономики в «единую субсидию». Данные изменения обусловлены стремлением предоставить регионам независимость в принятии управленческих решений по эффективному перераспределению бюджетных средств. При этом объемы выделяемых финансовых ресурсов ставятся в прямую зависимость от достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в соответствии с параметрами «Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». Целью исследования является выявление основных факторов, способных оказать заметное влияние на эффективность реализации новой модели государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ.
Материалы и методы. Приоритетное значение в рамках настоящего исследования имеет изучение нормативноправовых источников в сфере регулирования системы государственной поддержки сельского хозяйства. В работе активно используются методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание теории и практики правового регламентирования порядка принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки агропромышленному комплексу РФ. Исследование базируется на критической оценке качества правовых основ функционирования системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”». В частности, сравнительно-правовому и экономическому анализу были подвергнуты правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» и Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Результаты. В исследовании была проведена предварительная оценка результатов работы новой модели государственной поддержки развития агропромышленного комплекса РФ в рамках концепции «единой» субсидии. Были сделаны выводы о неэффективности методики расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на основе плановых целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. В настоящее время методика расчета объема субсидий не включает в себя качественный учет специфики ведения сельского хозяйства в отдельных регионах, расчет показателей принимаемых на страхование рисков, реальный уровень спроса на финансовые ресурсы со стороны сельскохозяйственных производителей. На фоне общего сокращения объемов финансирования государственной программы это приводит к усилению структурного дисбаланса в системе предоставления и распределения финансовых ресурсов регионам.
Выводы. Исследование позволило дать оценку последствий возможной реализации факторов риска и выделить приоритетные направления по их нейтрализации. Объединение мер государственной поддержки при отсутствии эффективного механизма работы с регионами может свести к минимуму предпринимаемые с 2012 г. усилия по созданию централизованной системы сельскохозяйственного страхования, отвечающей условиям и масштабам развития аграрно-промышленного комплекса РФ. Сформированная в ходе работы аналитическая база служит качественным материалом для дальнейшего изучения целевой рабочей группой, сформированной на высшем правительственном уровне в соответствии с Распоряжением Министерства сельского хозяйства РФ от 19.07.2016 № 72-р «О создании рабочей группы по совершенствованию системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой». Полученные знания в дальнейшем могут повлиять на изменение отдельных положений концепции «единой» субсидии, в частности на методику расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
|
Ключевые слова
|
агропромышленный комплекс, субсидия, государственная программа, перераспределение, бюджет, агрострахование, риски, расчет страхового возмещения
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 396.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» : Федер. закон от 22.12.2014 № 424-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4. Вавилов, С. Н. Субсидии – по-новому, приоритеты – по-старому / С. Н. Вавилов // АгроЖизнь. – 2017. – Январь. – № 1 (68).
5. Кулистикова, Т. В. У регионов-лидеров в агростраховании нет денег на его поддержку / Т. В. Кулистикова // Агроинвестор. – 2017. – Март. – № 3.
6. Дятловская, Е. В. ФАС предложила проверить распределение единой субсидии / Е. В. Дятловская // Агроинвестор. – 2017. – Апрель. – № 4.
7. Кулистикова, Т. В. Агрострахование должно стать отдельным направлением господдержки / Т. В. Кулистикова // Агроинвестор. – 2016. – Октябрь. – № 10.
8. Сергеев, А. И. Ветер перемен: что происходит с субсидированием АПК / А. И. Сергеев // Крестьянские ведомости. – 2016. – 27 октября. – № 10.
|